Теперь то, что было, по сути, просто гуманитарной инициативой и исполнялось все же не везде и не всегда - стало нормой законодательства, игнорировать которую не получиться, какими бы ни были веяния местной политики в том или ином регионе страны.
И все же без «ложки дегтя» не обошлось. С одной стороны - желаемое налицо, право пребывать предоставлено и вроде бы все ровно и гладко, но с другой – все нюансы, как всегда скрыты в мелочах…
Постановление ограничивает круг лиц, кому дано право продления. В соответствии с нормами – это не все гр-не Украины, как ожидали многие, а только те, которые постоянно проживают на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Таким образом, мало, например, иметь только факт проживания или аренды жилья в одной из самопровозглашенных республик, нужно иметь прописку, т.е. постоянную регистрацию, с соответствующей отметкой в паспорте. Причем прописка тоже ограничена – местом. Постановление четко формулирует, что преференции распространяются не на всех жителей Донецкой и Луганской областей, а только на зарегистрированных в отдельных их районах (по всей видимости, сориентированных на местность, оговариваемую в рамках Минских соглашений).
Также важен момент срока пребывания – Постановление вовсе не дает право бесконечного безвыездного нахождения в РФ, срок пребывания ограничен 180 днями и выезды делать все же, по окончании срока, придется.
Обратите внимание, что каких-либо преференций по неприменению ограничений въезда Постановление не предусматривает, хотя об этом в предварительных обсуждениях обсуждении много говорилось. Означает это только одно – санкции за нарушение сроков пребывания в виде запретов въезда, депортации и выдворений по-прежнему актуальны и будут применяться в полном объеме. За своим режимом пребывания, пусть и с увеличенными сроками, нужно по-прежнему следить.
В то же время Постановление неожиданно дало и интересный побочный эффект – в соответствии с правовыми принципами, новые нормы права, смягчающие положение лица или улучшающие его положение, должны иметь обратную силу, т.е. распространяться на отношения, возникшие до принятия нового нормативного акта.
Проще говоря, по тем делам, по которым к гражданам Украины, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, были применены запреты въезда за нарушение режима 90-180 (п. 12 ч. 1 ст. 27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ») или они были выдворены за это же нарушение по ст. 18.8 КоАП РФ, возможно проведение пересмотра.
Как все это будет происходить в практике - пока непонятно, ясность будет через пару месяцев, но, как представляется, пересмотры имеют полное право на реализацию.