Мигранты «озолотили» сотрудников татарстанского УФМС
Вахитовский суд Казани продолжает слушание по делу бывшего начальника отдела миграционного учета региона УФМС РТ Александра Маркова, сотрудника УФМС Рафиса Абзяппарова и казанца Дамира Салимова. По мнению следствия, в течение двух лет они незаконно зарегистрировали более 1 300 нелегалов. За оформление одного мигранта сотрудники службы брали от 1,5 до 2 тысяч рублей, тем самым заработав более 2 000 000 рублей. Подсудимые оформляли нелегалов на фирму «23 век» и прописывали в квартиру жителя Казани, который на момент совершения преступления был мертв. На очередном заседании судья допросил четырех свидетелей, один из которых, по версии следствия, находился за пределами страны.
Адвокат одного из подозреваемых сомневается, что за столь короткое время можно было умудриться зарегистрировать такое количество нелегалов по одному адресу, да ещё чтобы это осталось незамеченным.
- Как это так? Из тех, кто приехал, каким образом их к административной ответственности привлекли или депортировали? Что с ними было? Давайте узнаем и разберемся, - говорит адвокат. Со слов адвоката, 2 миллиона, которые фигурируют в деле, так же ничем не подтверждены – никаких доказательств, кроме «болтовни», нет.
Первым свидетелем, зашедшим в зал, стал Нуретдинов - именно он, по версии следствия, не находился в России. При этом сторона обвинения высказала мнение, что смысла в его повторном допросе не видит по причине того, что его показания уже были оглашены на одном из прошедших слушаний. Тем не менее судья принял решение вызвать его в качестве свидетеля.
Со слов Нуретдинова, первый раз в Россию он приехал в 2002 году, а весной 2016 года отправился в отдел по вопросам миграции, расположенный на Островского, где сделал трехмесячную прописку с помощью некоего Мустакима, которого ему посоветовали знакомые. Причиной отказа от официального обращения в УФМС свидетель называет большие очереди. Нуретдинов рассказал, что во время дачи показаний ему дали «бумажку, чтобы переписывать», а сам он никаких денег никому из подозреваемых не передавал.
Далее судья зачитал показания свидетеля, заверенные его подписью. В них фигурирует один из подозреваемых – Дамир Салимов, характеризуемый как мужчина 30-35 лет, который предложил помощь с временной регистрацией. Из показаний, зачитанных судьей, значится, что свидетель отдал подозреваемому 1 000 рублей, а сертификат о сдаче экзамена по русскому языку он передал некоему Александру, которого так же не видел раньше. Кроме того, организация «23 век», куда, по мнению следствия, оформляли нелегалов, ему не знакома, а Салимов место проживания ему не предоставлял. Итоговый, напечатанный протокол Нуретдинов не читал, однако поставил подпись потому, что «сказали поставить». На вопрос судьи, все ли верно записано, мужчина ответил, что все правильно, за исключением того, что Салимова он не видел. При этом с 2016 года никаких мер по его депортации на Родину правоохранительными органами предпринято не было.
Второй свидетель - Абилов - никакого Мустакима не знает, а сам он проживает в России ориентировочно с 2012 года и продлевал регистрацию в 2016 году – сам оплачивал государственную пошлину. Как и первому свидетелю, фирма «23 век» ему не знакома и никого из присутствующих он ранее не видел.
Как и в случае с первым свидетелем, судья озвучил показания, данные Абиловым ранее. В них тот утверждает, что во время сдачи документов была большая очередь, в которой к нему подошел Мустаким, обещавший продлить регистрацию за 1 000 рублей. При этом, со слов Абилова, данных показаний он не давал, несмотря на его подпись в документе.
Еще двое свидетелей – бывшие коллеги подозреваемых - характеризовали их как профессионалов и людей порядочных. Со слов Гульнары, работавшей в УФМС до лета 2016 года, она никогда не сидела в одном кабинете с Абзяппаровым, а Марков не давал ей поручений регистрировать иностранных граждан. Свидетель уточнила, что работала только с оригиналами документов. Даже если бы принесли оригинал умершего человека, на которого могли зарегистрировать нелегала, система УФМС показала бы это, однако такого не было - компьютер его принимал.
- Мы выступаем против оглашения показаний. На прошлом судебном заседании огласили, якобы был список о том, что эти люди уехали за пределы Российской Федерации. Поэтому суд принял решение огласить. На самом деле человек находится здесь - вот он пришел, его допросили. Происходит несостыковка показаний. Вот первые иностранцы пришли допрошенные, остальные - сотрудники УФМС, - говорит адвокат.
Защитник уточнила, что по ходатайству его коллеги Уразманова они обратились в УФМС, чтобы получить информацию, кто из зарегистрированных нелегалов был депортирован или привлечен к ответственности. При этом один из свидетелей уже уточнил, что никаких мер к нему предпринято не было.
После того, как показания всех свидетелей были заслушаны, судья объявил перерыв. На этой стадии процесса гособвинение предпочло не комментировать выпад защиты по поводу схожести показаний свидетелей. Рассмотрение дела продолжается